§1. Наш край в древности и в средневековье

На главную страницу

СОДЕРЖАНИЕ:

О книге
Слово к читателю

1. ЗАСЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО КРАЯ В ДРЕВНОСТИ
§1. Наш край в древности и в средневековье
§2. Население Самарского Поволжья в XVI - начале ХVIIIвв.
§3. Освоение Самарского края в XVIII в.
§4. Изменения в составе населения в XIX - начале XX вв.

2. У ИСТОКОВ САМАРСКИХ ТОПОНИМОВ
Разновременность и разноязычность топонимов области
Мотивировка названий
Структура названий
Трансформация и смена названий

3. СЛОВАРЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
Я

Реклама:

Изучение географических названий, выявление характера их происхождения невозможно без знания истории народов, проживавших в данной местности. Общеизвестно, что определяющее влияние на возникновение того или иного топонима оказывает этническая принадлежность его создателей.

В Самарском Поволжье историю этносов удается проследить только с первого тысячелетия до н.э. Археологические же источники, позволяющие нам заглянуть в более древние века, дают картину раннего расселения в данном регионе. Одними из первых жителей юга Среднего Поволжья, известных с IV-III тыс. до н.э., были люди европеоидной расы. Уже с энеолита и бронзы эта территория была освоена племенами хвалынской, ямной, полтавкинской культур, принадлежавшими к протоиндоевропейцам. В середине II тыс. до н.э. здесь произошел демографический взрыв, племенами срубной  культуры оказался заселенным практически весь Самарский край. В происхождении срубной культуры приняли участие ряд предшествующих культур ранней и средней бронзы (полтавкинская, абашевская, синташтинская), оставленные населением европеоидного облика. Синташтинская культура, в свете современных научных данных, напрямую связывается с легендарными индоариями.

С VIII-VIIBB. до н.э. Самарское Левобережье являлось северо-восточной границей расселения ранних кочевников-савроматов, а позднее сарматов. Ираноязычность скифов и сарматов установлена ещё исследователями Х1Хв. Юг Среднего Поволжья входил в Самаро-Уральский вариант савроматской культуры. Древние письменные источники связывают жившее здесь население с племенами исседонов, массагетов, дахов. Степи бассейнов рек Белой, Самары, Дёмы служили местом летних пастбищ. Отдельные савроматские погребения и вещи известны на реках Самара, Съезжая, Таволжанка, Кутулук (курганные могильники у сел Андреевка, Неприк, Утёвка), Волга (Ягодное, Кашпир), Сок, Чагра, Чапаевка, Уса.

С IVв. до н.э. до IV в.н.э. полными хозяевами Великой Степи становятся сарматы. Их курганы и отдельные погребения обнаружены на реках Самара, Съезжая, Таволжанка (могильники Утёвка I,II,III,IV; Красносамарский I, Виловатое, Гвардейцы, Андреевка), на реках Чагра, Чапаевка, Безенчук (могильники Кировский, Новопавловка, Андросовка II, Преполовенка, Сосновка), на реках Кутулук (Березняки), на реках Большой Иргиз, Каралык (Тамбовка), на Волге (Хрящевка, хутор Истомин, Нижнеозерецкое V). Вероятно, древнее название Волги - Ра - существует именно в это время. С приходом гуннов из Азии в IVв. заканчивается более чем тысячелетняя история кочевого массива ираноязычных племен, населявших степи Евразии.

В это же время, в I тыс. до н.э., на Самарской Луке жили лесные племена, говорившие, как полагают исследователи, на финно-угорских языках. Самарская Лука явилась самой южной периферией финно-угорского ареала. Финно-угры оставили редкие памятники белогорского типа (южного варианта ананьинской культурно-исторической общности) и городецкой культуры. Памятники белогорского типа расположены несколькими группами в северной, восточной и юго-восточной частях Луки, на труднодоступных вершинах одиночных гор (Задельная гора, Лысая гора, Белая гора, Манчиха, Вислый Камень и другие) - всего 15 пунктов. Примерно в IVв. до н.э. белогорские племена исчезают, не оставив видимого следа в последующих культурах этого региона. К городецкой культуре Среднего Поволжья можно отнести 26 отдельных местонахождений, городищ и селищ, расположенных на 1 надпойменной террасе Волги и в предгорье по линии Переволоки - Малая Рязань - Брусяна - Лбище - Шелехметь - Новинки - Торновое. Немногочисленное население городецкой культуры, мигрировавшее на юг Среднего Поволжья из бассейна Оки, не оставило здесь однослойных памятников. На рубеже 1 тыс. до н.э. - 1 тыс. н.э. городецкая культура в Среднем Поволжье исчезает, возможно, войдя одним из компонентов в культуры раннего средневековья данного региона.

1 тысячелетие письменные источники называют "временем великого переселения народов", упоминая при этом прежде всего готов, гуннов, авар, болгар, аланов, венгров. В Самарском Заволжье кочевнические памятники этого периода представлены слабо. Известны 2 погребения гуннского времени конца IV-начала vbb. н.э. на юге области у с.Владимировка на Чагре и Федоровка в бывшем Бузулукском уезде.

Наиболее интересные события в это время происходили в северных районах области и на Самарской Луке. Здесь в середине 1 тыс. появляются памятники нового для этого региона облика - именьковской культуры. Последние научные данные позволяют связывать носителей именьковской культуры с праславянами. Г.И.Матвеева установила, что основа этой культуры формировалась на базе культур полей погребений в условиях переселения, близкого к праславянам постзарубинецкого населения (предположительно, из междуречья верховьев Днестра и Западного Буга или Волыни) на Среднюю Волгу. Имеются данные о многоэтапной миграции днепровского населения в Самарское Поволжье. Наиболее ранним памятником, отражающим процесс этого переселения, является Славкинское селище на р.Сок в Сергиевском районе, датированное, примерно, I-III вв. Следующая волна переселенцев с запада оставила памятники типа городища Лбищи на Самарской Луке. Памятники этого круга, относящиеся к III-IVвв., обнаружены в Сызранском районе (городище Переволоки), на Самарской Луке, в районе Хвалынска.

Третья, наиболее мощная, волна миграций с запада привела к сложению именьковской культуры V-VII вв. На Самарской Луке, особенно в южной и западной её частях, известно около 60 поселенческих памятников этой культуры. Поселения расположены гнездами в районе сел Малая Рязань, Жигули, Валы, Аскулы, Сосновый Солонец; в окрестностях с.Брусяна, Севрюкаево-Винновка, Шелехметь - Терновое, Выползово, Бахилово. Обнаружены именьковские памятники и в северных районах области по р.Большой Черемшан и её притоку Кармалы в пределах Шенталинского, Челно-Вершинского, Кошкинского районов у с.Карабикулово, Старое Эштебенькино, Сиделькино, Старое Максимкино, Степная Шентала, Новая Кармала и др. Отдельные поселения известны на р.Уса (Шигонские селища, селище у с.Усолье), на левобережье Волги в устье Постникова оврага на территории г.Самара.

Следы проживания ранних славян вряд ли сохранились в топонимике Среднего Поволжья, так как к концу VII в. часть именьковского населения под натиском кочевников, очевиднее всего, покинула эти земли и ушла на свою историческую родину, в Среднее Поднепровье. Оставшаяся же часть вошла в состав жителей государства Волжской Болгарии.

С конца VII в. на юг Среднего Поволжья начинают проникать тюркоязычные племена из Среднего и Нижнего Подонья и Приазовья. Скорее всего, их можно связывать с волной первых ранних болгар, пришедших в Волжско-Камский регион. По характеру своей материальной культуры они были тесно связаны с сарматско-аланским населением Приазовья. По языку же они, вероятно, входили в состав тюркоязычных племен. В Самарском Поволжье памятники этого круга получили название "памятники новинковского типа". Можно предположить, что основная масса кочевников шла по правобережью Волги сухопутным путём, известным ещё скифам, и выводящим основным своим направлением к месту слияния Волги и Камы. Одна из первых волн кочевников прошла на Самарскую Луку.

Памятники новинковского типа тянутся широкой полосой по надпойменной террасе юга Самарской Луки по линии с.Переволоки - Брусяна - Малая Рязань - Лбище - Ермакове -Винновка - Шелехметь - Новинки - Торновое - Рождествено -Выползово. Всего на Луке насчитывается около 20 памятников этого типа, представленного курганными могильниками с каменными закладками и реже грунтовыми захоронениями (Шелехметский могильник). Отдельные памятники известны и на Левобережье Волги у с.Екатериновка в Приволжском районе и на реках Большой Черемшан, Кармала и др.

В середине VIII в. в Среднее Поволжье проникают новые волны кочевников. В Самарской области известны 2 впускных захоронения этого времени на Правобережье Волги близ Тольятти (могильник Золотая Нива). Но основной целью их походов были более северные территории современных Татарии и Ульяновской области (Большетарханский и Кайбельский могильники). В то же время, а может быть чуть ранее, из Прикамья наблюдаются отдельные проникновения финно-угорского населения, известные по памятникам со шнуровой керамикой (впускное захоронение у с.Хрящевка Ставропольского района). В VIII-IХвв. здесь фиксируются следы пребывания угорских племен кушнаренковской культуры из Приуралья (погребения на 116 км в г.Самара и у с.Немчанка в Борском районе). Очевидно, что все эти разноязычные группы населения - тюркские, финноугорские, славянские - вошли в состав государства Волжская Болгария.

По древним письменным источникам известно, что первоначально в состав Волжской Болгарии вошли 4 племени: болгары, сувары, эсгель и берсула. По русским летописям под общим именем болгары известны еще собекоуляне, челмата, темтюзи. Самарское Поволжье явилось южной пограничной территорией, а, возможно, и южным удельным княжеством Волжской Болгарии, Здесь находилось несколько городов: огромный, занимающий площадь около 150 гектаров, Муромский городок и менее крупные - Переволокское и Междуреченское городища. На Самарской Луке найдено около 30 памятников болгарской культуры домонгольского времени. Небольшие городища и селища сосредоточены в основном в западной и юго-западной частях Луки: в районах с.Жигули - Валы, Сосновый Солонец - Аскулы, Малая Рязань, Лбище - Винновка, Шелехметь-Новинки. За пределами Самарской Луки отдельные болгарские памятники в количестве около 30 выявлены по рекам Большой Черемшан, Кармала, Сургут, Шунгут, Сок, Волга, Уса - в Шенталинском, Челно-Вершинском, Кошкинском, Сергиевском, Шигонском, Сызранском районах. Следует отметить, что территории распространения именьковской и болгарской культур в значительной степени совпадают, и на многих памятниках имеются и именьковские,и болгарские слои.

Волжская Болгария была развитым для своего времени государством. Будучи "страной городов" - Гардарикой, она имела пашенное земледелие, скотоводство, многочисленные ремесла, но главным и наиболее прибыльным занятием населения являлась посредническая торговля. Болгарские купцы практически полностью контролировали торгово-караванные пути, проходившие в центре Евразии по самым разным направлениям: на север - к народам леса и тундры; на восток - за Урал, в Среднюю Азию и далее в Индию, Центральную Азию и Китай; на запад - в русские земли, Прибалтику, государства Европы; на юг - в Хазарию, Кавказ, Крым, Византию, арабский мир. Торговые пути проходили, как по рекам, так и по суше. Сухопутный караванный путь из Хорезма описан ибн Фадланом. Хотя дорога шла через безлюдное степное плато и пустыни, она была хорошо оборудована. Вдоль неё располагались крепости, караван-сараи, мечети, колодцы. Естественно, что для такого оживленного пути имелись подробные маршруты с обозначением основных населенных пунктов, мест ночлегов, речных систем. К Хв., то есть ко времени фактического образования Болгарского государства, все крупные реки края имели свои названия - Самур, Сух, Ирхиз, Джарамсан, Кюнжюлю, Мочаг. Вероятно, каждый гидроним имел свою судьбу. И если крупнейшая река Волга сменила своё имя при смене ираноязычного населения Среднего и Нижнего Поволжья на тюркоязычное, и вместо Ра стала называться Итиль (в своем нижнем и среднем течении), то названия рек, Черемшана и, возможно, Иргиза и Самары сохранили своё первоначальное индоиранское звучание. Гидронимы же Сок, Кондурча, Моча - относятся ко времени проникновения сюда тюркоязычных кочевников в середине 1 тыс. н.э.

Монголо-татарское нашествие нарушило мирную жизнь Волжской Болгарии. Были разрушены поселения и разорены хозяйственные угодья, превращен в руины Муромский городок. Исчезают болгарские селища с территории северных районов области, сокращается общее количество памятников на Правобережье Волги и на территории большой Самарской Луки.

Памятники золотоордынского времени можно разделить на 3 группы. К 1 группе относятся памятники Правобережья Волги, расположенные в основном в пределах большой Самарской Луки. Эти памятники представлены городищами, крупными поселениями, могильниками и кладами. Известны три крупных городища: в районе современного г.Октябрьска (Костычи), у с.Переволоки (Переволокское и Междуреченское городище). Они связаны с переправой через Волгу и заселялись смешанным населением. Немногочисленные памятники этого времени известны и на Самарской Луке (Лбище IV, Усинский могильник). Наиболее интересную группу представляют памятники, расположенные по Усе. Здесь обнаружен ряд посёлков, могильников, кладов русского, мордовского, болгарского населения у с.Шигоны, Березовка, Усинское, Муранка, Печерские Выселки, Губино. Большинство из них основано в золотоордынское время и, вероятно, в рамках государственной политики монголо-татарских ханов. Жители этих пунктов обслуживали Волжский торговый путь. Например, Рубрук отмечает, что на Дону, на переправе основан русский поселок по приказу самого Бату. Возможно, и на Усе монголо-татары организовали ряд поселений, населив их подневольными русскими, болгарами и мордвой. Об интересе монголов к междуречью Волги и Усы свидетельствуют топонимы р.Уса, Муранка, Кяхта - монгольского происхождения.

Левобережье Волги до нашествия Батыя являлось северной границей половецких кочевий. В золотоордынское время здесь также продолжали кочевать племена половцев, ассимилировавшие тонкий слой монгольского населения. К ХIVв. кыпчакский язык становится основным языком Золотой Орды. Археологически эта группа населения прослеживается по курганным захоронениям кочевников с разнообразным инвентарём в южных районах Самарской области (у с.Гвардейцы, Александровка, Абашево, Преполовенка, Максимовка).

Третья группа памятников, представленная в основном селищами, расположена в восточных и северо-восточных районах области. На территории Похвистневского района известны болгарские поселения золотоордынского времени, но в отличие от правобережных районов без чужеродных этнических включений. Археологами исследован крупный ремесленный центр на р.Кинель у ныне уже не существующего с.Сухая Речка. Возможно, что этот район заселялся остатками уцелевших после Батыева нашествия болгар, которые после разгрома нашли себе пристанище в Закамье и прилегающих территориях.

Можно предположить, что существовал какой-то центр золотоордынского монгольского расселения на востоке Самарского Левобережья, где известен ряд топонимов, которые можно связать по происхождению с монгольскими языками - Аманак, Кутулук, Сухой Авраль, Толкай.

Распад Золотой Орды и складывание на её территории новых государственных образований - Ногайской Орды, Казанского ханства не привели к сколько-нибудь заметному изменению этнической ситуации в Самарском Поволжье и, видимо, не дали значительных новаций в топонимике.